Новый уровень управления безопасностью движения

Новый уровень управления безопасностью движения 04.12.2017
Основным условием для всех без исключения подразделений, обеспечивающих перевозочный процесс на железнодорожном транспорте, является обеспечение безопасности движения как самого социально значимого показателя. Для грузоотправителей важно, чтобы его груз прибыл на станцию назначения вовремя и самое главное – целым и невредимым, для пассажиров важно – безопасность перевозки. 

Действующим законодательством огромная ответственность за обеспечение безопасности движения поездов возложена на собственников подвижного состава. Одним из них является АО «Қазтеміртранс».
Парк грузовых вагонов АО «Қазтеміртранс» насчитывает порядка 54 тыс единиц. Период с 2012 по 2017-е годы отмечен капитальными вложениями в развитие вагонного парка, внедрением новых технических средств, способствующих повышению безопасности движения. Благодаря организационным и техническим мерам, предпринятым в этот период, удалось не только переломить негативные тенденции аварийности на железных дорогах по причине неисправности подвижного состава, но и значительно сократить число случаев нарушений безопасности движения, отнесенных к АО «Қазтеміртранс». Все случаи нарушения БД являются в компании предметом расследования. Анализируются их причины, принимаются меры, уточняются нормы и руководящие документы, совершенствуются технические средства и технология их содержания, а также организация ремонта грузовых вагонов.
Так, за 10 месяцев 2017 года на АО «Қазтеміртранс» отнесено 2 случая нарушения безопасности движения, тогда как за аналогичный период 2016 года - 8 случаев. Основными причинами указанных нарушений стало несоблюдение требований техпроцесса ремонта вагонов и узлов, а также недостаточный контроль качества. 
В соответствии с классификатором нарушений безопасности движения АО «НК КТЖ» состояние безопасности движения компании по итогам 10 месяцев оценивается на уровне 4-х баллов. За истекший период снизилось количество отцепок в текущий отцепочный ремонт вагонов, не выдержавших гарантийного срока эксплуатации после плановых видов ремонта на 1 688 единиц или на 35%. 
«Существующая система безопасностью движения обеспечивает определенный уровень БД, но, учитывая процессы активного внедрения новой техники и технологий, а также постоянное расширение спектра участников перевозочного процесса создание системы управления БД нового типа - Системы менеджмента безопасностью движения является актуальной задачи на перспективу», - говорится в принятой Функциональной стратегии обеспечения безопасности движения в АО «НК КТЖ». 
В соответствии с Программой реализации Стратегии обучение в рамках проекта KTZ.SM-1 «Внедрение новой модели управления производственной безопасностью» прошли 4 работника АО «Қазтеміртранс», которые в свою очередь, смогли обучить 213 причастных работников региональных филиалов компании.
Ключевая роль в управлении безопасностью движения в новой Стратегии отведена человеческому фактору, признавая тем самым тот факт, что указанный компонент является самым сложным элементом в части обеспечения гарантированной безопасности. Недостаточный учет человеческого фактора всегда будет причиной неэффективной работы системы, возникновения проблем и соответственно аварийных ситуаций, приводящих к материальному ущербу, нанесению травм и гибели людей.
Как показывает анализ состояния безопасности движения, человеческий фактор влияет и на качество ремонта подвижного состава. За последние годы яркой тенденции повышения качества ремонта не наблюдается.
Улучшение состояния безопасности движения АО «Қазтеміртранс» видит в управлении качеством ремонта вагонов. Так, с 16.11 по 16.12 2017 года в АО «НК «КТЖ» объявлен месячник по повышению качества выполнения ремонта, в рамках которого на каждом отделении дороги созданы комиссии по разработке мероприятий и проверке вагоноремонтных предприятий в части соблюдения технологии ремонта вагонов, собственности АО «Қазтеміртранс». К выполнению мероприятий привлечены начальники отделений дорог АО «КТЖ – Грузовые перевозки», региональные ревизоры по безопасности движения, работники эксплутационных и вагоноремонтных депо, специалисты региональных филиалов АО «Қазтеміртранс».
Во исполнение Плана организационных мероприятий АО «Қазтеміртранс» по повышению качества выполнения плановых видов ремонта грузовых вагонов и поддержания их в технически исправном состоянии принимаются меры по повышению квалификации заместителей директоров филиалов АО «Қазтеміртранс», проводится аттестация работников региональных филиалов по соблюдению технологии ремонта вагонов, их узлов и деталей в соответствии с требованиями нормативно- технической документации. Кроме того, запланировано проведение совместного совещания с представителями вагоноремонтных предприятий. В соответствии с лучшими мировыми практиками планируется проведение на регулярной основе аудита поставщиков услуг ремонта вагонов, который позволит выявить системные причины несоответствий, что будет приводить к постоянному совершенствованию деятельности вагоноремонтных предприятий и улучшению качества ремонта подвижного состава.

Пресс – служба АО «Қазтеміртранс»